Лукашенко рассказал о своем отношении к Евразийскому союзу и ОДКБ: комментарии экспертов

В конце апреля президент Беларуси Александр Лукашенко обратился с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию. В нем белорусский лидер раскрыл стратегические задачи внутренней и внешней политики страны, обозначил ключевые вызовы в области безопасности, а также сформулировал «масштабную программу преобразования страны». Важное место в послании занял и анализ препятствий для интеграционных процессов в ЕАЭС. Не обошел вниманием президент Беларуси перспективы сотрудничества в формате ОДКБ, а также состояние двусторонних отношений с Россией.

Корреспондент «Евразия.Эксперт» выяснила у белорусских экспертов, меняется ли у Минска видение ключевых направлений развития интеграции, и узнала, на что Александр Лукашенко хотел обратить особое внимание партнеров по Союзному государству и ЕАЭС.

Кандидат социологических наук, полковник запаса, профессор Академии военных наук России, преподаватель Международного университета МИТСО в Минске Александр Тиханский:

- Как всегда, послание белорусского президента не было лишено эмоциональности, в том числе и в вопросах союзной интеграции и процессов в ЕАЭС. Так, выражая надежду на развитие Евразийского экономического союза и говоря о его потенциале и развитии экономических возможностей стран-участниц, Александр Лукашенко высказал мнение, что «пока не совсем получается».

Конечно же, здесь он имел в виду и те нарушения в рамках Союза, которые связаны с неравноправными экономическими отношениями, и те торговые препоны, которые создаются национальными правительствами с целью лоббирования своих производителей или продавцов.

Но мне понравилось, что, видя недостатки в работе ЕАЭС, президент призывает «заниматься рутинной деятельностью по выстраиванию равных, взаимоуважительных отношений, основанных на уже подписанных государствами-членами документах», не оставляя сомнений в выбранном курсе на интеграцию.

Ведь есть достаточно положительных примеров, связанных с программами по импортозамещению, особенно после введения санкций. И здесь наши партнеры и по Союзу Беларуси и России, и по ЕАЭС понимают ценность нашей республики в импортозамещении.

При это я не утверждаю, что белорусские власти совсем не совершают ошибок – совершают. Но долгосрочная стратегия и общая мотивация действий – важнее частных ошибок, что и проходит таким ярким рефреном в выступлении Александра Григорьевича Лукашенко.

Дела в сфере безопасности идут намного лучше, что и отражено в послании: «нужно понимать и другое: в одиночку сложно противостоять вызовам современного мира. И мы это будем делать коллективно, находясь в составе ОДКБ и взаимодействуя в рамках ОДКБ и на союзном уровне с Российской Федерацией». Это доказывается совместными мероприятиями оперативной и боевой подготовки вооруженных сил Республики Беларусь и России, а также коллективных сил быстрого реагирования ОДКБ.

На мой взгляд, также ярким примером эффективной совместной работы является тесное военно-техническое сотрудничество с Россией. Здесь работают сотни проектов по новейшим военным технологиям, что также было отмечено президентом.

Традиционно Александр Лукашенко высказался и о стратегическом характере отношений с Россией. Он считает, что «достигнутый уровень взаимопонимания между двумя странами, доверительные отношения между президентами позволяют нам откровенно обсуждать все чувствительные проблемы, находить компромисс». Это стало своего рода комментарием к ранее высказанным претензиям в экономической сфере: «…мудрость и задача государственного служащего всех уровней должна и заключаться в том, что эти проблемы не должны накапливаться, они должны решаться».

Таким образом, необходимо отметить, что послание президента Беларуси в части союзной интеграции, дальнейшего развития ЕАЭС и военной безопасности носит прогностически позитивный характер и предлагает дальнейшие пути их наращивания и повышения эффективности.

Белорусский политолог, руководитель экспертной инициативы «Минский диалог» Евгений Прейгерман:

- По международному блоку ничего нового в послании президента Беларуси не прозвучало. В очередной раз он подчеркнул все те же внешнеполитические ориентиры, которые были очерчены последние годы. Они остаются стабильными и происходят не просто от ситуационного реагирования, а обусловлены, в первую очередь, тем, что ученые называют структурным положением Беларуси в международных отношениях. То есть географией и спецификой взаимоотношений, как с государствами-соседями, так и военно-политическими и экономическими блоками, с которыми республика соприкасается. Поэтому по внешнеполитической части можно констатировать только, что все предсказуемо и понятно. И в этом отношении едва ли какие-то спекуляции уместны, хотя перед посланием разного рода высказывания звучали. 

Также в послании говорилось о том, что Союзное государство для Беларуси остается актуальным и приоритетным. И затем в контексте потребностей и интересов республики Лукашенко вышел на тематику ЕАЭС и участие в этом проекте. Тут опять-таки не прозвучало ничего нового. Понятно, что у Беларуси есть стратегические устремления, которые заключаются в том, что ЕАЭС очень важное для Беларуси интеграционное объединение – здесь нет никаких сомнений и вопросов. Но одновременно, речь об этом идет уже не первый год, есть в рамках Союза огромное количество повседневных проблем. И понятно, что это такой постоянный процесс, когда возникают какие-то трения. Это вполне естественно, но если проблемы не решаются, значит, они и не добавляют членам интеграционного объединения ощущения нормального сотрудничества и сплоченности.

Среди проблем, которые возникают при любой интеграции, например, необходимость соотносить национальные интересы разных стран-участниц так, чтобы на выходе выгодно было для всех. Вопрос в том, чтобы в этот процесс не вмешивались какие-либо корпоративные негосударственные интересы. И Лукашенко в очередной раз говорил об этом, об ограничениях доступа белорусской продукции к общему рынку.

В том числе были упомянуты события в Армении, причем президент подчеркнул, что иногда население стран ЕАЭС может существенным образом ощущать последствия таких проблем. И это сказывается даже на политической стабильности государства-члена.

Что же касается Беларуси, как международной переговорной площадки и ее различных инициатив такого рода, из послания было понятно, что вся эта линия будет продолжаться. Ожидать сегодня, что какие-либо инициативы приведут к быстрому решению или запуску нового процесса, здесь и сейчас говорить не приходится. Однако, следует понимать, что не одна Беларусь в мире такие инициативы предлагает. Если, например, посмотреть на многие экспертные наработки и то же председательство Италии в ОБСЕ в этом году, то можно увидеть очень схожую повестку дня.

Рубрика: